in

Эмоциональный интеллект и «конструктор эмоций»

Есть в психологии такое понятие, как «эмоциональный интеллект (emotional intelligence)».

Психологи предлагают назвать таким термином способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивы, желания других людей, а так же свои собственные.  А ещё эмоциональный интеллект – это умение управлять своими эмоциями и эмоциями собеседника для решения практических задач.

Роль хорошо развитого эмоционального интеллекта в нашей жизни трудно переоценить. Представьте себе человека, который не понимает того, что он чувствует сам, не может осознать, что демонстрируют ему окружающие люди.

Социальный успех человека во многом зависит от того, насколько он сам развит эмоционально, насколько готов к восприятию и пониманию эмоций других людей.

Возникает парадокс: детей учат механическим навыкам, например, чтению или счету. И зачастую совсем немного внимания уделяет тому, что можно ощутить, почувствовать, пережить. А начинать нужно именно с этого! Исследователь человеческого поведение Дэниел Гоулман предложил тест, который диагностирует уровень эмоционального интеллекта. Испытуемому нужно оценить ситуацию и выбрать один из предложенных вариантов ее решения.

***

Представьте, что у вас есть пятилетний сын. Он очень застенчивый и чувствительный, немного побаивается новых мест и людей с рождения. Что вы будете делать?

  • Обратитесь к детскому психотерапевту за помощью.
  • Продумаете серию небольших «испытаний», которые понемногу будут учить его справляться со страхами в ситуациях с новыми людьми и местами.
  • Примите его таким, какой есть, и постараетесь защищать от ситуаций, которые бы его расстраивали.
  • Специально будете создавать для него ситуации с большим количеством новых людей и мест, чтобы он смог преодолеть свои страхи.

К сожалению, большое число родителей считает, что ребенка нужно оградить от переживаний. Кто-то сразу же ведет ребенка с психотерапевту.  или обратиться к специалисту. И совсем небольшое число людей готовы выбрать наиболее вариант ответа — нужно постепенно и планомерно создавать среду для развития эмоционального интеллекта ребенка.

К чему может привести игнорирование развития эмоционального интеллекта у ребенка?

Множество исследований показывают, что низкий уровень эмоционального интеллекта приводит к закреплению целого набора качеств, которые затрудняют в человеческом сознании определение собственных эмоций, повышают риск возникновения психосоматических заболеваний как у взрослых, так и у детей.

Психологи установили, что около 80% успешности в социальной и личностной сфера определяются именно эмоциональным интеллектом, и только 20% приходится на интеллект когнитивный, умственный. Именно этот факт произвел переворот в сфере изучения человеческой успешности и развития способностей.

Это означает, что получение ребенком знаний, расширение кругозора, совершенствование навыков еще не является залогом его жизненного успеха.

Намного важнее и эффективнее подход, когда ребенка обучают таким навыкам:

  • умению правильно управлять своими чувствами, сдерживать или наоборот, «включать» их
  • умению сначала осознать, а затем правильно назвать свои чувства
  • способности признать то, что ты переживаешь именно эти чувства
  • навыку влиять на свои эмоции в зависимости от стоящей задачи
  • использовать свои эмоции на благо себе и окружающим, а не во вред
  • использовать эмоции для эффективного общения с людьми
  • распознавать те эмоции, которые показывают или не показывают другие люди.

В исследованиях зарубежных психологов есть немало информации о том, каковы возрастные особенности развития эмоционального интеллекта. По мере приобретения жизненного опыта, уровень его развития у детей имеет стойкую тенденцию к повышению. При этом доказано, что эмоциональный интеллект не развивается в том случае, если ребенок лишен эмоциональных стимулов, специальных программ и если родители не уделяют этому внимания. Например, те малыши, которые проводят слишком много времени перед экраном телевизора, но не имеют возможности обсуждать увиденное, мало общаются со сверстниками и взрослыми, чаще всего демонстрируют эмоциональную апатию.

Чтобы развить эмоциональную компетентность ребенка, его умение владеть эмоциями, важно уделять внимание совершенствованию его эмоциональной устойчивости, эмпатии (умению сопереживать окружающим), умению анализировать свои чувства и чувства других людей. И важно начинать это делать как можно раньше, еще с дошкольного возраста малыша.

Как мамы и папы могут помочь ребенку в развитии его эмоционального мира, при этом разговаривая с ними на современном языке? Конечно, в развитии эмоционального интеллекта поможет и чтение книг, и посещение театров, и совместный просмотр фильмов. При этом важно не только то, что ты увидел, но важно то, что ты почувствовал, и смог это произнести и осознать. Важно создание такой среды для ребенка, где будет возможность проявить эмоции и получить их от окружающих

Конечно, ничто не заменит живого общения — только оно даст тот опыт, который необходим детям. Но различные приложения и специальные игры могут стать отличным тренажером и помощником для родителей.

Речь идет о приложениях, позволяющих маленьким пользователям попадать в вымышленные, игровые ситуации, когда есть необходимость различать разные эмоции, выбирать подходящие, эмоционально реагировать на то, что происходит. Для ребенка важно, чтобы он находился внутри переживаемой ситуации, мог самостоятельно оценить ее и переживал свои, а не чужие эмоции. Этот подход называется ассоциированным и считается наиболее эффективным в обучении. Если же ребенок не может быть «внутри» ситуации, то его эмоции будут оторваны от реальности, а связь с чувствами и переживаниями может быть потеряна.

Один из таких важных и нужных проектов — «Конструктор эмоций«, который как раз основан на ассоциированном подходе.

 Содержание:

  • 3 сюжетно-ролевых картинки с заданиями
  • 6 дополнительных заданий
  • голосовое сопровождение профессиональных актёров;
  •  удобный и понятный интерфейс позволит ребёнку самостоятельно выполнять задания без помощи взрослых.
itunes_3

Автор текста: Чуб Наталия — практикующий психолог, психолог высшей категории, консультант «HoopoeGames».

Оценить статью:

Автор: Редакция IT-MAMA

Редакция It-Mama – это команда людей, которые посещают мероприятия, интересные для каждой мамы, берут интервью в успешных женщин и мам, следят за новостями в сфере детской психологии и образования, узнают о качественных украинских детских брендах, словом, делают все возможное, чтобы наполнить онлайн-журнал It-Mama интересными и актуальными материалами.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading…

0

Comments

0 comments

Выходные в городе: 25-26 июня

#АЩОЯКЩО — изучение конституционных прав для детей и взрослых