«Путь девочки» начинается еще в младенчестве со всех розовых конвертов, бантиков в подарок от родственников и «девчачьих» игрушек. Но в полную силу маховик стереотипов и дискриминации раскручивается в школе — именно тут заботливые стены и коллектив alma-mater убеждают, что быть девочкой — это каждый день сталкиваться с двойными стандартами и принимать их как должное. 

Редакция IT-Mama собрала наиболее частые примеры и предлагает выход из этих ситуаций.

Не бегай, ты же девочка! 

А еще — не кричи громко, не обзывайся, не носись по коридорам, не шуми, будь всегда аккуратна и вежлива. Конечно, пуританские правила в начальной школе — самое то, что нужно растущему организму.

Пока мальчишки на перемене переворачивают вверх дном всю классную комнату, соревнуются в искусном метании пакетов со сменкой и громко комментируют игры на мобильном, девочкам полагается сесть за парту и расчесать косы, например.

А если кос нету — подумать, как у юной леди в 7 лет еще нет роскошных волос и немедленно их отрастить.

Что делать? Хотя бы дома создать здоровую атмосферу и давать бегать, беситься и играть вдоволь. При этом  то, во что захочет ребенок, а не в то, что «положено» из графы «пол» в свидетельстве о рождении.

boots

Не обращай внимания, они так проявляют интерес

Говорят учителя, оправдывая странный и порой насильственный путь противоположного пола обратить на себя внимание.  Кажется, вообще любой поступок, каким бы неприятным он ни был, по отношению к девочке можно оправдать «интересом». Обидные шутки — «ты просто ему нравишься!». Вырванные волосы и жвачки на форме — «ты просто ему нравишься!». Физическое насилие, синяки, драки, буллинг, сталкинг — «ты просто ему нравишься!». А то, что девочке не нравится, когда ее обзывают/достают/издеваются никого не волнует, ведь «мальчики в таком возрасте просто не умеют иначе выражать свои чувства».

Почему эта проблема должна касаться личного комфорта — непонятно, но терпеть и принимать такое «внимание» предлагают недолго — еще каких-нибудь лет десять, пока не отзвенит «последний звонок».

Отдельно стоит отметить бурю негодования, которая возникает если, вдруг, по какой-то причине (ну бывает же такое!) девочка решает дать сдачи обидчику, досаждающему разными толчками, щелбанами или вербальными методами.

Вместо того чтоб решить конфликт, учителя часто предпочитают обрушить все свое негодование на девочку, которая «дерется как мальчишка» и «ведет себя неподобающим образом».

Что делать? Научить ребенка отстаивать свои границы. Говорить «не трогай меня», «мне неприятно», «это обижает», «оставь меня в покое» и в случае конфликтной ситуации не принимать обиды и насильственное общение как норму, а давать отпор.

Farzandtarbiyasi

Мальчикам — футбол, девочки — идите в волейбол поиграйте

Футбол — неженская игра, борьба — неженский спорт, вообще заниматься спортом (кроме гимнастики, тенниса и танцев, конечно) — опасно и вредно. Поэтому физическая активность, кроме разминки и нормативов, сводится к легким спортивным играм. В нашей школе девочкам предлагали особо изощренный вид игры под названием «пионербол» (надеемся, его как наследие СССР, декоммунизировали и убрали со школьной программы).

Что делать? Записать на футбол, борьбу, фехтование и т.д. Мы уже писали, почему это важно и в конце-концов когда, как не в детстве, перепробовать весь интересный спорт и понять, нравится или нет.volleyball

Девочка должна выглядеть женственно!

Под «женственно» имеется в виду почаще быть в юбке (ну и что, что зимой -20), уметь с младших классов есть и пить так, чтоб не измазать одежду, делать так, чтоб форма не мялась (никогда), волосы не растрепывались, и в любой момент можно было отправить на конкурс «Маленькая Леди».

То, что Петя/Вася/Коля выглядят так, будто три дня скитались по лесам и принимали грязевые ванны, никого не волнует, им можно.

Что делать? Разрешить ребенку пачкать и рвать одежду (не умышленно, конечно), носит удобную прическу и одеваться так, чтоб было комфортно (а зимой и тепло).

schoolgirl

Женственно, но скромно

На этом шутки заканчиваются и начинается кромешный ад, который, снова-таки, воспринимается как норма общения учителя и ученицы. Придирки к «вызывающему» внешнему виду, публичные упреки в отсутствии скромности и двусмысленные отсылки к тому, что девочка похожа на (любой эвфемизм к «девушке легкого поведения») до сих пор встречаются, хоть и в разы реже.

Цвет волос, макияж, слишком короткая юбка, слишком большое декольте, слишком «взрослая» одежда — любой элемент, указывающий на трансформацию от «девочки» к «девушке» может быть воспринят как проявление недостаточной скромности.

В результате взрослые женщины позволяли (и позволяют) себе намекать (а иногда и прямо говорить) 11-12 летним детям, что-то о том, что они выглядят похожими на сотрудниц эскорт-сервисов, отпускать нелицеприятные комментарии о внешнем виде, унижать или вовсе заставлять»выглядит подобающе».

Что делать? Поговорить с учителем, если подобное звучит в адрес вашего ребенка, и объяснить недопустимость подобных формулировок. Рассказать ребенку, что интерес к макияжу, смене образа, новым вещам и стилям — совершенно нормальный этап взросления, вместе выбрать первую косметику и обновить гардероб.

pink

Девочкам не нужно личное пространство

Потребность в безопасном пространстве возрастает по мере взросления и трансформаций в организме. Например, в некоторых школах до сих пор считается, что замки в женских раздевалках — это слишком, равно как и закрывающиеся шкафчики для личных вещей.

Что говорить, если женские туалеты без дверей до сих пор вполне частое явление.

Действительно, ведь какой шанс, что группа агрессивных одноклассников, переживающий гормональный взрыв, не воспользуется шансом взять штурмом женскую раздевалку перед физкультурой? Все, что происходит на переменах, модерируется преподавателями весьма условно, так что оборонять раздевалку приходится своими силами, пока оставшаяся часть класса переодевается на скорость.

Отдельная борьба со здравым смыслом — туалеты без дверей. Видимо, считается будто девочкам комфортно ходить в туалет перед другими девочками — ну а что такого, они же не мальчики, что они там увидят.

Женские гигиенические процедуры во время начала менструального цикла тоже не должны никого смущать, но стоит заикнуться об этом за пределами женского туалета — почему-то сразу рассказывают, что говорить о таком «неприлично».

Что делать? Можно, конечно, инициировать сбор родительского комитета, уговорить родителей скинуться (или выделить из школьного фонда средства) на установку замков, шкафчиков и дверей. И пока это происходит, рассказать ребенку больше о личном пространстве, выслушать жалобы, успокоить, объяснить, что испытывать неловкость если за тобой наблюдают — это нормально, а вот стеснятся женской физиологии не стоит, чтоб там не говорили.

lockers

Зато нужно доказывать «женские» проблемы

Сильные менструальные боли? «Не придуривайся, это чтоб с уроков сбежать». «В смысле не можешь заниматься физкультурой? — А ну бегом, сейчас каждая начнет ныть, что ей больно и плохо». «В медпункте возьми таблетку». «Зачем тебе выйти?» — эти и многие другие фразы, обесценивающие саму возможность чувствовать себя плохо не могут быть нормой, но не всем учителям об этом успели сообщить.

Что делать? Закупить для класса пару пачек тампонов и прокладок, обезболивающего для критичных ситуаций и сделать «девичий уголок», где в любой момент можно взять все необходимое. Хорошо бы еще поговорить с преподавателем той же физкультуры о более щадящих нагрузках на период начала цикла.

pocket

Девочкам не нужны точные науки, ваше дело — выйти замуж

Предубеждение о том, что мальчикам лучше дается математика, физика, химия и т.д. тесно граничат со стереотипами о «замуж бы». В результате уже со школьной скамьи формируется мнение, будто девочки, мало того, что глупее, так это еще и вариант нормы, ведь главное — семья, дети, кухня, борщ.

Почему этика позволяет учителям транслировать личное мнение и навязывать его классу останется без ответа еще не один год, а слушать о том, «зачем тебе эта физика, главное предназначение женщины это…» приходится уже сейчас.

Что делать? Во-первых, объяснить ребенку, что девочки не глупее мальчиков и глупость вообще не зависит от пола и нужно продолжать учить то, что нравится. Во-вторых, помочь по тем предметам, где из-за предубеждения или несерьезного отношения появились проблемы. В третьих, рассказать, что каждый человек сам выбирает то, чем ему заниматься, чтоб там ни говорили «авторитетные» учителя и окружающие. А «замуж» всегда легче, чем астрофизика.

astronaut

«Захист відчизни» против «Основ здоров’я», трудовое обучение против вышивки и кулинарии

В этом году, МОН наконец-то отменило разделение на «девочки шьют и готовят, мальчики паяют и чертят», но как это будет реализовано на практике в школах с устоявшимися моделями пока неясно. Конечно, это палка о двух концах: возможно, некоторым девочкам больше нравилось бы слушать об автоматах, а мальчикам учится бинтовать, но кого это волнует — есть программа, значит «надо».

Когда-нибудь изменения дойдут и до этих предметов, учителя поймут, что нужно давать выбор и стереотипы работают во вред.

Что делать? Ждать. А пока — ходить на курсы, смотреть видео, купить набор юного техника, научить паять, строить клеить и не уставать повторять, что хобби не имеют пола.

cooks

Заключительное

Если в школе, где вы учились или учится ваш ребенок, ничего подобного не происходило — значит вы выбрали действительно хорошую и современную школу, где уважение к ученику не просто строчка из очередного «статута гимназии», а важный аспект взаимодействия между участниками обучения. К сожалению, это не значит, что так происходит во всех школах Украины, но реформы идут, а значит когда-нибудь «тыжедевочка» перестанет определять нормы поведения и отношения к детям.

Еще по теме: