На IT-Mama наша непостоянная рубрика «наука в помощь родителям». Мы уже писали о детском сне, самое время поговорить и об обучении у малышей дошкольного возраста. 

Чтение помогает детям учиться быстрее, если его совмещать с упражнениями — об этом говорит британское исследование, в котором участвовала группа дошкольников. Они бегали, прыгали и занимались разными активностями, при этом изучая материалы из детского бестселлера «Груффало»(сказка о бизономедведе), и в результате, дети трех и четырех лет выучили нужную информацию в два раза быстрее сверстников.

«Мы действительно не знали, что произойдет, если объединить учебу и физические активности. Никто просто раньше так не делал с детьми», — сказал Майкл Дункан, профессор прикладного спорта и физических упражнений Университета Ковентри и соавтор исследования. 

colored-pencils-1506589_1280

Дункан и его команда наблюдали за 74 детьми из трех разных дошкольных учреждений. Они поделили их на три группы:  первая группа (27 детей) занималась только прослушиванием, чтением и пересказом текста, другая (25 детей) только играла и прыгала, а третья группа (22 ребенка) занималась и тем, и тем. Каждая группа участвовала в 20-30 минутных сеансах занятий два раза в неделю в течение двух месяцев. Работа с текстом в комбинированной группе дополнялась прыжками, баловством, играми с мячом, подтягиваниями и т.д., при этом вспоминая персонажей книги: мышь, сову, лису, змею и самого Груффало. Остальные дети либо учились на занятиях, где только читали и обсуждали книгу, либо просто активничали, без всяких историй. Моторику и языковые способности оценивали до эксперимента, спустя 6 недель, когда он кончился, и еще раз через 8 недель после окончания.

Дети, которые двигались и слушали историю, получили 10 баллов в моторике и языковых навыках, в то время как группа, которая только играла, получила 6 баллов, а группа, которая и вовсе только слушала и говорила — всего 3. Отдельно языковые навыки у комбинированной группы поднялись до 13,6 баллов, у физически активной группы -до 5, а у «тихой» — всего до 3,4.

«Увеличение показателей выглядело очень впечатляюще, так что теперь мы уверены, что сочетая два вида активности можно добиться лучших результатов», — говорит Дункан. Он также считает, что основной причиной лучшего обучения, является увеличения притока кислорода к лобным долям за счет физических нагрузок, что в свою очередь улучшает запоминания. 

trampoline-2227668_1280

После восьминедельного наблюдения, уже когда исследование прекратилось, дети вернулись к равному показателю, что говорит о необходимости постоянной практики для получения результата. И хотя выборка была очень небольшой, выводы основываются на уже существующих исследованиях, которые объясняют связь между движением и запоминанием. Конечно, реализация будет немного сложнее, чем «а теперь давайте встанем и попрыгаем», да и нужны дальнейшие исследования, но одно можно сказать точно: не заставляйте детей сидеть смирно, если хотите их чему-то научить.

По материалам fatherly.com