Мы все хотим, чтобы наши дети не только учились, развивали свои способности и таланты, но и проводили больше времени на свежем воздухе, были чуточку здоровее и активнее. А что, если можно совместить 2 в 1? Найти место, где есть и учеба, и развитие эмоционального интеллекта, и природа, и семейная атмосфера. Съездить туда, посмотреть, пощупать руками деревянные срубы, выпить воды из скважины, понаблюдать, как лучшее из методик Монтессори, Вальдорфской школы, скандинавских практик образования и современных исследований совмещается с экологией и здоровым образом жизни. Редакция IT-Mama поговорила с Оксаной Волжиной, основательницей эко-школы 7 Fields в Семиполках о том, как все устроено в этом удивительном месте.

circle (3)

Оксана, расскажите, как вы пришли к идее создания эко-школы и почему выбрали именно такой формат?

Когда родился первый ребенок, у меня появилось огромное желание уехать из города, чтобы он рос в благоприятной экологической обстановке. И со временем, а сейчас у нас уже трое детей, я увидела, как их здоровье отличается от городских детей: несмотря на то, что мы путешествуем по всему миру, меняем континенты, страны, климатические условия — болеем от силы раз в год, и во многом это благодаря окружающей среде. Чистый воздух, вода, много времени на улице — такой рецепт.

Поэтому когда я загорелась идеей школы (а как обычно, все начинается с желания сделать что-то для своего ребенка), то руководствовалась теми же принципами, что и дома: сделать место, которое будет чистым, экологичным, интересным и комфортным для всех детей.

Как вы думаете, почему родители до сих пор отдают детей в классические общеобразовательные школы с жесткой дисциплиной? Об этом так много уже сказано: о том, что дети травмируются, у них пропадает интерес к учебе, но родители, даже желая лучшего для детей, продолжают это делать, хотя есть много вариантов и альтернатив.

Потому что существует страх. Страх часто останавливает нас, это нормальный инстинктивный механизм, который спасает человека от необдуманных действий. Существует страх того, что в альтернативном образовании можно допустить какие-то ошибки: даже сейчас родители говорят «а вы уверены, что дадите знания?», «а дети точно получат корочку?». Это все страх того, что дети будут не такими, как остальные, не смогут реализовать себя, плюс всегда есть давление общественного мнения. Сейчас мы все — родители, которые занимаются в Украине альтернативным образованием, своего рода первопроходцы. Когда многие родители увидят результаты, то подтянется и большинство, потому что люди идут за результатами.

Пока многие родители видят результат только у школы: вроде бы и плохая, но дает какую-то «корочку» и формальные знания.

Я стараюсь делиться теми знаниями, которые у меня есть, с друзьями и окружением: знакомые родители, часто довольно успешные, образованные люди, просто делегируют обучение детей государству и школам, не зная, что есть и другие варианты.

И когда я говорю, что мой ребенок закончил программу первого класса за два месяца, и даже не понял, что это она и была, они удивляются и проявляют интерес. Мне кажется, чем больше мы будем говорить об этом, тем больше людей будет узнавать и задумываться об альтернативном образовании.

18814799_1794392180890256_4376395735479587482_o

Эко-школа, где дети находятся в правильной атмосфере, принимают решения, общаются и т.д. подразумевает, что дети смогут избавиться от проблем с ненавистью, агрессией и предрассудками, которые часто формируются в общеобразовательной школе. Как думаете, у вас получится прививать детям качества, связанные с добротой, заботой, эмпатией и уважением?

Мне кажется, любой навык нужно отрабатывать. Эмпатия, дружба, коммуникация, уважение друг к другу — все это качества, которые нужно совершенствовать, а не просто о них говорить. Одним из столпов, на которых стоит наша школа, является развитие личности, на таком же уровне, как и интеллекта. Ненасильственное общение, психологические игры, работа с тьюторами — все это неотъемлемые части формирования ребенка. У детей очень много энергии, которую нужно направлять в правильное недеструктивное русло.

В обычной школе все зациклено на образовании, а не на личности ребенка и том, о чем он думает, мечтает, чего он хочет и что за этим стоит. На это нет времени и так получается, что пропуская важные моменты многие годы подряд к десятому классу это выливается в проблемы, в том числе и с агрессией. Это как со здоровьем — если долго не обращать внимания на болезни, то это может привести к тяжелым последствиям. Если осознавать проблему, то можно над ней работать.

У нас в школе демократический подход, который способствует хорошему климату в отношениях. Дети сами устанавливают правила, сами за ними следят и это мотивирует их, создавая что-то вроде мини-общества, где они же граждане этого общества и осознают всю ответственность за эти правила и их соблюдение. У нас в школе можно все, в том плане, что дети могут решать задачи там, где им удобно: на кресле, на полу, на столе, под музыку. Или ребенок может выйти, попить воды, прогуляться, снова вернутся к своей задаче, главное — чтобы это не нарушало свободу другого человека.

И мы будем постоянно это проговаривать, играть друг с другом, взаимодействовать, общаться с детьми разных возрастов, иметь общие активности, заниматься не по возрасту, а по интересам. Все это способствует развитию хороших коммуникативных навыков.

7f2

Расскажите, как коллектив будет работать с “трудными” детьми? Иногда детки, а особенно подростки, могут испытывать трудности в общении: агрессировать, конфликтовать с другими детьми и преподавателями, не реагировать на просьбы. Так бывает, когда ребенку тяжело вписаться в коллектив, где ценности отличаются от того общества, откуда он пришел. В некоторых школах на это закрывают глаза, потому что каждый ребенок — источник дохода для школы, которые и так с трудом выживают. Как планируете решать эту дилемму?

Честно говоря, иногда когда родители говорят, что у них трудные дети, я смотрю на детей и не вижу там трудностей. В прошлом году в лагере у нас был проблемный ребенок, но все эти вещи идут из семьи, как правило. Грамотный психолог и тьютор могут помочь решить ситуацию, главное не закрывать глаза и не пускать все на самотек. Я понимаю, что один ребенок может деструктивно повлиять на весь коллектив, но просто говорить с ним недостаточно — тут нужна работа и с родителями тоже. И в случае таких ситуаций, мы будем смотреть, насколько родители заинтересованы в участии в решении проблемы. Вовсе не обязательно, чтобы семья что-то плохое сделала, агрессивно себя вела с ребенком и т.д., но возможно есть какие-то скрытые моменты, которые могут заставлять его так или иначе себя вести. Мне кажется, главное — уметь находить подход, мотивировать и, снова-таки, работать, работать и опять работать. Не бывает каких-то «трудных» детей, бывают дети, у которых есть какие-то проблемы, которые они решают подобным образом и нужно найти эти проблемы и сообща их решать.

7f3

Это вопрос квалификации еще и педагога и психолога. Важно, чтобы педагоги знали методы ненасильственного общения и мы обучаем наш коллектив этому и другим методикам. Чтобы они знали, как поступать с детьми и чего от них ожидать, как вести диалоги, как работает мозг ребенка, почему некоторых вещей просто нельзя ожидать от ребенка в разном возрасте.

Что мы будем делать, в случае действительно сложной ситуации? Мы до последнего будем стараться проработать эту ситуацию с ребенком и родителями, но и делать так, чтобы не страдал коллектив.

В некоторых школах действительно закрывают глаза на проблемы такого рода и тогда страдают все дети. Не так страшна драка, потому что эти вопросы можно проговорить, объяснить и решить. Гораздо важнее, чтобы не было какого-то буллинга и такого рода вещей. Дети все разные, у них разных характер и темперамент и все они проходят разные этапы развиваясь. Но буллинг, например, это довольно серьезная проблема и тут важно участие родителей и необходимость остановить такое поведение, кто бы не был ребенок.

Кроме эмпатии и положительных качеств, педагогам необходимо развивать и интеллектуальные способности ребенка. Как ваша школа планирует учить детей, какие есть методики?

Мы используем разные методики и берем вещи, которые нам нравится как работают. В данном случае у нас смешанное обучение — это не классно-урочная система, это система, где ребенок не сидит и слушает, а участвует как в игре, где есть 3-4 уровня. У нас в классах по 10-12 детей и у каждого класса по два педагога, а значит по 5-6 детей на человека. Это идеальный баланс для индивидуального ведения ребенка, потому что в каждом классе все находятся на разных уровнях. Кто-то хорош в математике, кто-то в языке, кто-то в чтении и нет смысла заниматься на одной скорости, потому что каждый ребенок обучается в своем темпе. Поэтому задача учителя — это подготовить индивидуальный план развития по каждому предмету для каждого ребенка.

Когда ребенку дают посильное задание, когда он понимает, что это возможные для него объемы, что это не будет очень легко или очень сложно, ему будет интересно заниматься. А если к этому добавить еще и не классно-урочную систему, а смешанное обучение, где он приходит на урок и на одном это индивидуальная работа, на другом он что-то делает руками, на третьем он что-то решает за компьютером — постоянная смена действий и работа разных отделов коры головного мозга, а также личный режим делают обучение интересным. Кто-то может быстрее закончить все 4 уровня и уйти гулять или помогать друзьям, кто-то наоборот долго включатся в работу — главное, что дети не соревнуются друг с другом, они соревнуются сами с собой и со своими уровнями.

7f5

Наши уроки длятся полтора часа и это не сидение за столом:  можно выйти, потом вернутся, менять очередность работы, главное — доделать этот урок до конца: такая форма удерживает интерес и мотивирует. Дополнительно мы будем использовать ТРИЗ-педагогику, которая сильно повышает мотивацию детей и закрепляет знания.

Мы также не используем оценочную систему: конечно, она будет когда дети потом получат свои аттестаты, но в течение года мы ее не включаем. В США были интересные исследования: в Гарлеме у детей  7 и 8 класса, у которых был низкий уровень знаний, отменили оценки и оставили систему «сделал или еще не сделал». За два месяца уровень образования этих детей сравнялся с детьми из Кремниевой долины и это удивительный показатель, который дает понять, насколько оценка ставит точку. Когда мы отменяем оценки — это дает нам возможность для полета и мы знаем, что ничего страшного в ошибке нету, ее всегда можно исправить и это дополнительно мотивирует ребенка.

Говорят “в здоровом теле — здоровый дух”. Какие физические активности будут у учеников школы?

У нашей школы большая территория, и мы потому делаем ее здесь — в Семиполках; в городе или под Киевом такие масштабы стоят невозможно дорого. Я хотела создать даже не школу, а сказочный город для детей, где дети бы не только учились, а проводили время весело и с пользой. У нас есть обязательные прогулки на улице в любое время года, минимум два часа. Это практика, которая существует в Финляндии и Швейцарии. Последние исследования выявили, что в последние 10 лет у детей резко падает зрение и все думали, что это связано с гаджетами, а оказалось нет — дело в том, что дети в школе очень мало времени проводят на улице. А ребенку нужно минимум два часа активных действий, потому что так устроена физиология человека.

7f4

У нас есть порядка километра велодорожек, по которым можно ездить, гонять на скейтах, велосипедах, у кого что. Можно во время перемены или когда ребенок уже сделал задание, главное на доске написать «я сделал и я буду там-то», чтобы педагог знал, куда ребенок пошел.

Еще наша гордость — безопасный веревочный парк, который начинается с балкона второго этажа. Четыре метра в высоту и десять в длину, веревочный парк находится под навесом и имеет восемь уровней, где ребенок может лазить, решать физические и логические задачи, развивая ЦНС и отдыхая при этом.

В дополнение к этому есть скалодромы в виде пирамидок: они невысокие, безопасные, детки тоже могут лазить. Еще конечно есть большая площадка детская с разными качелями, есть уличные шахматы 8х8 метров. Плюс — огромный зеленый лабиринт, такой, как в Гарри Поттере, где дети круглый год могут играть в квесты и прятки, читать там книги и отдыхать.

На территории есть свой плодовый сад, где можно гулять, баскетбольная площадка, теннисный корт — все это на улице. Наша особая находка — сферический десятиметровый купол, где мы будем проводить разные занятия, встречи, заниматься йогой, при этом под крышей, но на свежем воздухе.

На втором этаже также есть спортзал на 200 кв. метров, где дети будут также заниматься спортом. Получается, что у нас очень много возможностей, чтобы дети каждый день были активны, чтобы каждый нашел себе что-то на свой вкус и для удовольствия.

Многие родители, отдавая ребенка в альтернативную школу, переживают на счет официальных документов об образовании и о социализации ребенка. На этих двух камнях преткновения часто строится “боязнь” альтернативных школ, мол ребенок вырастет в «тепличных» условиях и окажется не готов ко взрослой жизни. Можете рассказать об этих пунктах нашим читательницам?

С документами мы очень просто решили вопрос: мы заключаем договор со школой «Афины», они приезжают два раза в год к нам в школу и тестируют детей. Они полностью лицензированная школа и работают в сфере образования 25 лет. Мы выбрали их, потому что у них, как и у нас, демократичный подход. Получается, дети числятся в школе «Афины» и получат официальный аттестат, так что с этим проблем нет.

Что касается социализации — мы не создаем «тепличные» условия: у нас в школе просто будут хорошие люди, без агрессии, без унижений. Не знаю, возможно кому-то кажется, что ребенок должен обязательно быть травмирован, чтобы подготовиться ко взрослой жизни, но это личные убеждения.

Мы не будем в школе рисовать оценки за детей или как-то искусственно имитировать хорошие условия. Нам просто хочется создать счастливых детей, чьим талантам мы будем уделять огромное внимание. Наша задача — чтобы 12 лет ребенок не отсидел в школе и получил корочку, а все это время развивал свой талант. Тогда, проработав 10, 11, 12 лет над своим талантом, из стен нашей школы будут выходить только талантливые люди и это очень классно, это то, как делают олимпийские чемпионы. Главное — найти то, чему действительно стоит уделить внимание и развивать это параллельно с учебой.

Контакты

16939710_1741617622834379_8779870519183671437_n

Сайт
Facebook
Тел. ‎097 868 19 44