Все знают муми-троллей, но совсем немногие в курсе того, что Туве Янссон была еще и художником, со сложными картинами и жизненными сюжетами. Редакция IT-Mama с удовольствием расскажет об этом подробнее. 

Туве Янссон знают и любят во всем мире как создательницу пухленьких детских героев — маленьких муми-троллей. Однако она всегда считала себя прежде всего художником, и тот факт, что эту сторону ее творчества общество часто игнорировало, вгонял ее в большое разочарование и депрессию. Сейчас в Лондоне и Стокгольме проходят выставки ее работ: часть посвящена приключениям муми-троллей, а другая — ее живописи, и обе они настолько разные, что остается только искренне удивляться, как эта смелая женщина стояла на своем, продолжая работать художником и писать то, что считает нужным.

jansson

Туве Янссон, автопортрет, 1974 год. Источник: Финская Национальная Галлерея

Военное время

Дочь финского скульптора Виктора Янссона и его шведской жены-художницы Сигне Хаммарстен-Янссон, известной как Хама, Туве Янссон выросла в среде, где искусство, работа и жизнь неотделимы друг от друга. В возрасте 14 лет ее работы уже стали появляются в печати, и вскоре она, как и ее мама, появилась на страницах сатирического журнала Гарм. В художественной школе, где ее ранние работы имели мистический и сказочный оттенок, Туве считалась ярким и перспективным учеником. Автопортреты, которые она рисовала в 1930-х и 40-х годах, хорошо показывают ее развитие как художника — считает искусствовед Тула Карьялайнен.

Военные годы травмировали Янссон, но и создали большой толчок для ее творчества. На страницах журнала Гарм она неоднократно высмеивала Адольфа Гитлера, но война только усилила сатирическую насмешку. Ее мультфильмы показывали жалкого и смешного клоуна позади монстра, который угрожал Европе.

Когда Финляндия вступила в союз с Германией в 1940 году ее работы вызвали переполох среди властей и журнал практически обвинили в оскорблении главы дружественного государства. Ее мужество в сложных ситуациях, связанных с давлением общественного мнения нельзя недооценивать. Если бы война закончилась иначе, последствия для нее были бы фатальным.

Финские линии

Именно ужасы того времени стали вдохновением для первых книг о муми-троллях.

«Она должна была создавать альтернативы миру, в котором она жила», говорит исследователь биографии Яннсон, Боэль Уестин.

Не то чтобы эта альтернатива была менее мрачной: «Муми-тролли и Большое Наводнение» содержит изображения беженцев, которые как раз ищут своих родственников, а «Муми-тролль и комета» была закончена как раз после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. В историях Янссон все заканчивается хорошо, но книги все равно довольно необычные, как для детских книг того времени — говорит Уестин.

Конец войны принес много радости в жизнь Туве, не в последнюю очередь благодаря директору театра Вивике Бэндлер, в которую Янссон безумно влюбилась. Потом она признавалась друзьям, что для нее совершенно неожиданно чувствовать себя женщиной. В то время невозможно было быть настолько открытыми, насколько этого хотелось — однополые связи были незаконными, и кончилось это только в 1971 году. Но персонажи Янссон и ее девушки нашли отображение на страницах третьей книги — «Шляпы Волшебника».  

Янссон продолжал изображать свою девушку и на одной из монументальных росписей, которые она рисовала для Хельсинской ратуши. Вивику легко узнать, она стоит в центре, одетая в потрясающее вечернее платье, а сама Янссон сидит на переднем плане.

jansson

Роспись ратуши в Хельсинки, источник: Tove Jansson’s estate / HAM / Hanna Kukorelli

«Личная история»

В 1950-е годы Туве Янссон рисовала комиксы и во многом благодаря им оставалась «на плаву». Их популярность обеспечивала столь необходимый регулярный доход, но требования производить материала на целую полосу каждую неделю означало для Янссон отсутствие времени для живописи.

Такая ситуация не могла продолжаться долго и в конце 1950-х годов Янссон попрощалась с комиксами. На это судьбоносное решение повлияла новая подруга Янсонн — финская художница Тууликка Пиетиля, известная как Tuuti. Она тоже попала в удивительный мир муми-троллей, в книгу «Волшебная Зима». 

В 1959 Янсон написала другой автопортрет. Она назвала его «Начинающий»: выражение ее лица спокойно и решительно, ее взгляд направлен на мольберт. Он подписан только фамилией, в попытке отделить его от Туве Янссон и славы автора муми-троллей. Чуть позже она пыталась рисовать абстракцию, но по словам Тулы Карльялайнен испытывала трудности, связанные с опытом рассказсазчика. «Она писала пейзажи, которые выглядели довольно абстрактно — море, волны или бури — и если картина выглядила как абстракция с самого начала, то Туве добавляла фигуративные элементы.»

jansson

Балтийское море Туве Янссон. Источник: Финская Национальная галерея

Янссон вернулась к муми-троллям в 1965 году с книгой «Муми-папа и море», которая отсылает к ее отношениям с отцом. На протяжении 1970-х годов в значительной степени Янссон рисовала для взрослой аудитории, но несколько раз возвращалась к своим сказочным персонажам.

Племянница Туве Янссон, София говорит, что «если и было что-то, что заставляло ее грустить, так это то, что люди видели в ней только автора муми-троллей.» Но Карьялайнен считает, что так же печально и то, что «она не в полной мере осознавала, каким замечательным искусством были ее иллюстрации и мультфильмы».

К счастью, мы теперь можем оценить обе стороны этого многогранного автора и по-настоящему замечательной женщиной.

moomin

По материалам bbc.com