Наверное, никогда ранее процесс внесения изменений в учебную программу не сопровождался столь активной общественной дискуссией. Благодаря платформе EdEra 4000 учителей, родителей, экспертов по образованию внесли более 8000 предложений. После длительного анализа некоторые предложения были утверждены, 4 августа Коллегия МОН Украины утвердила изменения и выложила обновленные учебные программы. И мы настоятельно рекомендуем родителям ознакомиться с подробным гидом по всем изменениям. Пока же делимся тезисами по каждому из ключевых предметов.

Украинский язык (1-4 классы)

Изменений не много. Заменены некоторые слова для словарного диктанта — например, внесены слова «комп’ютер», «ноутбук». Отменено фиксированное количество часов, которые учителя обязаны выделить на ту или иную тему. Первоклассникам теперь не нужно будет обязательно заучивать графическое обозначение слов в предложении.  Темы «безударные гласные» и «однокоренные слова» перенесены со 2 в 3-ий класс. Уменьшилось количество требований к теоретическим знаниям и увеличилось количество требований к практическому применению знаний. Письмо на доске исключено из обязательных требований по программе. В третьем классе появился новый жанр для сочинений — эссе, эссе на вольную тему.

Литературное чтение (2-4 классы)

В программу внесены существенные изменения, которые должны переформатировать подход к наполнению уроков — сделать их более интересными, активными, мотивирующими ребенка читать и анализировать тексты.

  • Введение в программу современных детских писателей (Катя Бабкина, Тарас Прохасько, Иван Андрусяк и так далее)
  • Снижение требований к количественным показателям — технике чтения;
  • В структура урока вводится ведение учениками диалога/дискуссии по теме прочитанного произведения;
  • Реализация компетентностного, а не традиционного подхода;
  • Уделено внимание не только развитию навыков чтения, но и слушания;
  • Ученики должны не просто читать и пересказывать тексты, а осмыслять их — рассказывать, что им запомнилось, что заставило задуматься, отвечать на вопросы о любимых авторах и книгах;
  • Книга позиционируется не только как источник знаний, но и как источник эстетического удовольствия;
  • Уменьшено количество стихотворений для заучивания на память.

Математика (1-4 классы)

Ключевое изменения: теперь учителя будут проверять не знания всех правил и формул, а непосредственно умение их применять на практике. Важно не то, насколько хорошо ученик зазубрил правила, а том, как он их использует. Существенно снижена нагрузка на учеников. Например, в 1-2 классах снята необходимость зазубривания таблицы умножения. И ещё очень важное: ученики не должны решать ту или иную задачу только тем способом, который предлагает учитель — они могут решать задачи любым подходящим методом, приводящим к получению правильного результата. Увеличено число практических задач.

Информатика (2-4 классы)

Упрощение и модернизация. Из программы исключено использование сложных терминов — «операция», «алгоритм» и так далее. При этом введены новые темы — работы с текстом, работа с картами и графиками, навыки превращения текстовой информации в графическую.

Физическая культура (1-4 классы)

Дискуссии продолжаются. Предмет требует кардинально нового подхода, отказа от нормативов и введения различных модулей, которые бы помогали гармонично развиваться детям с разными физическими показателями, но пока это только материал для обсуждения.

Искусство (1-4 классы)

Добавлено знакомство с новыми техниками: набрызг, монотипия, кляксография. Во втором-классе вводится понятие hand made. В 4 классе вводятся понятия дизайна, художественного образа в живописи, графике, скульптуре, понятие символа. Расширен перечень произведений мирового искусства для ознакомления.

Охрана здоровья (1-4 классы)

Теперь учителя могут сами выбирать, сколько часов посвятить той или иной теме. Акцент перенесен с теоретических знаний на навыки ребенка — поведение в семье и обществе, способность принимать решения в различных ситуациях, понимание разных моделей поведения. Типы уроков должны стать более разнообразными — уроки-тренинги, уроки-экскурсии, уроки-встречи. Во втором классе снята тема «Влияние алкоголя на человека», введены темы «Жизнерадостность и здоровье». В третьем классе снята тема «Профилактика табакокурения и алкоголизма» — она будет изучаться в 4-ом классе. Изменены многие формулировки — например, «Опасности при катании на велосипеде» на «Правила безопасности при катании на велосипеде».

Природоведение (1-4 классы)

Обязательных проектов становится меньше — 4, но один из них должен быть исследовательским. Многие темы упрощены либо изменены с учетом возрастных особенностей детей.

 

Автор статьи