Слова «пол» и «гендер» часто используются как синонимы даже в научной литературе, но прежде чем говорить об определении каждого понятия, важно помнить ключевой момент: пол человека – это биологическая характеристика, а гендер – социальная.

Предопределение гендера ребенка со стороны родителей и социума начинается еще до рождения: розовые конвертики для девочек и голубые для мальчиков, костюмы принцесс, наборы машинок, комнаты в соответствующих тонах, сказки на ночь и т.д. Чем старше становится ребенок, тем больше он попадает в социальную гендерную ловушку, где детям достается своего рода распределение интересов и сфер деятельности, а попытка отойти от заданных ролей сопровождается осуждением и привычным, но от этого не менее ужасным «ты же девочка» или «ты же мальчик».

gen1

Возвращаясь к определению разницы между гендером и полом, отметим: в рамках репродуктивной биологии принято определять только два пола, но и тут не все так просто. По строению первичных половых признаков у новорожденных можно выделить дополнительных 3 пола, кроме типично женского и типично мужского. Сюда относятся интерсексуальные дети, имеющие смешанные половые признаки обеих полов в равном количестве или со смещением в женскую или мужскую сторону.

Если же взять за основу не первичные половые признаки, а направленность интереса к другим людям, то можно выделить 5 типов гендерной идентичности: мужскую, женскую, мужскую гомосексуальную, женскую гомосексуальную и транссексуальную (непринятие своего пола).

Для того чтобы отделить пол как биологическую характеристику от характеристик социально-культурных, американский сексолог Джон Мани и ввел понятие гендер. Гендер – это социальный пол, который определяет поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, имеются в виду любые психические или поведенческие качества, которые ассоциируются с маскулинностью и феминностью, и собственно отличают мужчин от женщин. По факту, гендерные роли – это приписывание определенных качеств и ожиданий, которые есть в социальной культуре и оценка поведения как правильного или неправильного.

gen2

Иногда биологический пол ребенка отличается от его гендерной идентичности и социум понемногу привыкает к тому, о чем психиатры и психологи говорят последние несколько десятков лет. В подобных случаях поддержка родителей – наиболее важный фактор.

Статистика говорит: в семьях, где родители принимали гендерную идентичность ребенка, риск самоубийства в подростковом возрасте был меньше в 8,6 раз.

Существует ошибочное мнение, что понятие гендерной идентичности возникает у ребенка только с началом полового созревания. На самом деле, дети определяют свой гендер очень рано – начиная с двух лет.

К моменту начала пубертатного периода ребенок, если он чувствует в себе склонность к нетипичным для его пола гендерным интересам, уже проходит маленькую эволюцию осознания своих внутренних ощущений и не чувствует комфорта, но четко осознает явное деление на «для девочек» и «для мальчиков» во всем.

Статистика говорит: интерсексуальность (черта людей, фенотип и/или кариотип которых не попадает в привычные 2 группы мужского и женского пола) встречается у 1.7% детей по всему миру. Это значит, что на 360 тысяч детей, которые ежедневно рождаются в мире, чуть больше 6 тысяч рождаются интерсексуальными.

Чаще всего, если ребенок в течение своего взросления постоянно сталкивался с родительскими утверждениями о его гендерной идентичности и попытками ее навязывания, это приводит к тому, что ребенок боится даже подумать о важных вопросах, которые касаются его идентичности: «Почему я мальчик?», «Будет ли у меня грудь как у мамы, когда я вырасту?», «Чем мальчики отличаются от девочек?», «Мне нравится быть мальчиком/девочкой, можно я им/ею останусь?» и т.д.

Отсутствие возможности даже подумать об этом, задать  вопрос и поговорить об этом с родителями только усугубляет психологический дискомфорт ребенка, который даже в самом раннем возрасте уже понимает, что не вписывается в какие-то привычные социальные нормы.

girls-918753_1920

Можно ли что-то сделать с детской интерсексуальностью и желанием перенимать «нетипичные» гендерные модели поведения? Нет. Невозможно повлиять на гендерную идентичность ребенка, каким-либо образом остановить, направить в условно-правильное русло, научить быть мальчиком или девочкой. Родители могут выбирать: облегчить или обострить внутренние противоречия ребенка, помочь ему справится с осознанием и принятием себя и подарить в конечном итоге максимально счастливое детство, с играми в куклы для мальчиков и секциями бокса и футбола для девочек.

Еще по теме: 

 Александра Малевич