В конце прошлого учебного года столкнулась с проблемой: сын-отличник заявил, что в перспективе у него маячит плохая оценка по физкультуре. Какая знакомая ситуация. В свое время мне чуть было не «срезали» медаль из-за этого предмета в школе. Но поскольку сын был не в выпускном классе, то я не стала сильно переживать. Зато появился повод многое вспомнить об этом самом для меня странном предмете в школьной программе.

Цель предмета благая – дать подрастающему организму возможность развиваться не только интеллектуально, но и физически. Ну и размяться между уроками тоже никогда не помешает. Что же в итоге получается на практике?

Многие из нас любят ходить в спортклуб или тренажерный зал. Чтобы хорошая часовая тренировка. Если требуется – с квалифицированным инструктором. Чтобы раздевалка удобная со шкафчиком, закрывающимся на ключ, и душевая с горячей водой обязательно. Фен в раздевалке, кулер с водой в зале и прочие мелочи, позволяющие наслаждаться физической активностью сполна.

А теперь давайте зайдем в обычную среднюю школу. Что у нас имеется? Большой и часто холодный зал, неудобные тесные раздевалки, где толком вещи разместить негде, и перемена в 10 минут, чтобы успеть переодеться и прибежать на следующий после физкультуры урок. И это старшеклассникам еще везет: у них хотя бы раздевалки раздельные, а младшим школьникам приходится переодеваться прямо в классе.

Это, конечно, удобнее с точки зрения логистики, но не слишком комфортно подрастающим девочкам и мальчикам.

Кто бы из взрослых захотел «любить спорт» в таких условиях? Думаю, что никто.

И уж явно, что никто из министерства образования не занимается спортом в таких условиях.

И ладно бы только бытовыми неудобствами все ограничивалось. В конце концов, мы еще помним, как в девяностые некоторые любительские спортивные секции и мало финансируемые спортивные школы занимались в условиях и похуже. Но надо сказать, что и толку от таких занятий маловато.

Три часа в неделю – нагрузка обычного спортивного кружка. И эти три часа можно было бы использовать с пользой. Если заниматься каким-то видом спорта целенаправленно и серьезно. Вместо этого происходит какая-то мешанина тем и видов спорта: тут побежали, тут поиграли в баскетбол, тут на шпагат садимся, а тут – в бассейн пойдем, если условия позволяют.

Надо, конечно, сказать «спасибо», что у нас в школьной программе про физкультуре нет лыж, как у наших северных соседей.

Сложно сказать, чему могут научиться школьники за десять уроков игры в баскетбол. Или во время уроков, посвященных легкой атлетике. По факту на этих уроках мало чему по-настоящему учат. На постановку правильной техники бега или отработку игровых приемов  обычно времени не хватает. Тут бы у каждого успеть нормативы проверить.

swimming-821622_1280

Что получается в итоге? Физкультура – предмет, который по факту ничему не учит. Просто проверяет и фиксирует физические данные учеников. Вася может пробежать стометровку на «высокий уровень», а Петя только «достаточный уровень». Так и запишем в журнал. При этом, не очень-то важно, как именно бежит Вася, и что нужно бы сделать Пете, чтобы улучшить результат. На это у учителей физкультуры времени обычно уже не остается.

Сейчас, правда, завели новшество: в отдельную тетрадочку записываются правила игр, техника безопасности и прочие нюансы, которые, однако, остаются на страницах тетрадочки.

В итоге — у нас толпы старшеклассниц, которые правдами и неправдами добывают освобождения от физкультуры. При этом в свободное время вполне себе с удовольствием ходят на фитнес.

dsc_0373

И ученики, которые успешно занимаются каким-то видом спорта, и при этом имеют низкую оценку по физкультуре. Потому что пловец недостаточно хорошо прыгает в длину. И плевать, что по плаванию он при этом чемпион области.

Хорошо было бы вместо обязательных уроков организовать несколько разноплановых физкультурных секций в школе. Где бы ученики могли все время, выделенное на этот предмет, посвящать выбранному виду спорта. С детальной отработкой навыков и хорошей тренировочной базой. Чтобы им рассказывали про правильную технику упражнений, про то, чем отличается кардиотренировка от силовой. Про правильное питание. Про нагрузки при наличии определенных проблем (детьми из специальных групп по факту вообще серьезно не занимаются на уроке в большинстве случаев. А ведь можно для них хотя бы что-то на уровне ЛФК организовать?)

Мне скажут, что на это нет денег. Но на самом деле на это нужно денег не намного больше, чем тратится на обеспечение каждому ученику трех уроков физкультуры в неделю.  Просто нужно подойти к этому процессу вдумчиво.

А пока что получается, что школьные уроки, которые призваны привить любовь к спорту, являются обязаловкой, которую нужно тупо отбыть. А с привитием любви к спорту и донесением базовых знаний о тренировочном процессе куда лучше справляются инстаграмы «фитоняшек» и паблики Вконтакте.

Анастасия Алексеенко, блогер, мама двоих детей