circleВ поезде, в аэропорту, в детской поликлинике, в банке – везде мы можем видеть одну и ту же картину: дети с самого раннего возраста сидят, уткнувшись в гаджеты, и смотрят мультики либо играют в игры. Чтобы не мешали взрослым.

Наверное,  родителям в каком-то смысле удобно то, что ребенок занят игрушкой на телефоне и не дергает маму по пустякам. А вовсе даже наоборот — старается лишний раз не напоминать о себе, чтобы взрослые не спохватились и телефон не забрали. Правда, я знаю, что в некоторых семьях телефон и не забирают – наоборот, для ребенка выделили отдельный аппарат, который настроен только на игры.

Лично мне кажется, что такая гаджетоориентированность – не есть хорошо. И ребенок, который в детской поликлинике возит машинку по подоконнику, проводит время гораздо более правильно, чем ребенок, который в той же поликлинике сидит и тычет пальчиком в телефон. Даже если родители утешают себя тем, что предоставили ему игры исключительно развивающие, а мультики – обучающие.

Можно ли занять ребенка без телефона\планшета? У меня двое детей. У старшего только в пятом классе появился телефон, и то – это аппарат без сенсорного экрана, который предназначен только для звонков, но не для игр и зависания в интернете. Младшей четыре с половиной года и она вообще только недавно узнала, что в телефоне могут быть игры. Как мы проводим время, когда надо чем-то занять утомительное ожидание?

  1. Лексические игры.

Со старшим ребенком мы довольно давно уже играем с разные игры, по принципу похожие на игру «в города». Когда нужно цепочкой, один за другим называть города, чтобы следующий город начинался на последнюю букву предыдущего. Когда города надоели, мы продолжили с писателями, породами собак и котов. А когда к игре подключается младшая дочь – просто используем любые слова, лишь бы выполнялось описанное выше правило «последней буквы».

  1. Рассказывание стихов.

Мы любим стихи, и дети очень много больших стихотворений знают наизусть. Очень помогает весело провести время совместная декламация по ролям. Или, например,  каждый из говорящих произносит по одной строчке. Если младшая дочь не помнит стихотворение полностью – то я обычно говорю строку, предоставляя ей лишь вспоминать последние рифмующиеся слова. Звучит это примерно так:

(я) у меня зазвонил (д) телефон

(я) кто говорит? (д) слон!

(я) откуда? (д) от верблюда

(я) что вам надо? (д) шоколада.

w29-3-Two-kids-playing-with-airport-pay-phones

  1. Подвижные игры

Если пространство большое и позволяет перемещаться, не мешая окружающим (например, зал ожидания в крупном аэропорту) – можно заняться всякими подвижными, но не очень шумными играми. Например, родителям будет интересно вспомнить детскую игру в «лилипуты-великаны» с разными шагами — вместе с ребенком измерить расстояние от одной стены зала до другой в лилипутах, великанах, черепашках и любых других шагах и единицах измерения, которые вы вспомните или придумаете совместно.

family_airport_baggage

  1. Пальчиковые игры

Для детей дошкольного возраста будут полезны пальчиковые игры. Они в большом количестве описаны в интернете, да вы и сами можете придумать их без проблем. У нас в ходу множество таких игр, начиная от простого «Сорока-ворона кашу варила» до сложных танцев, которые «выучили» наши пальчики.

  1. И просто поговорить…

Ну и, конечно, в любом возрасте ожидание, дальняя дорога или любая другая подобная ситуация – это прекрасный повод просто поговорить друг с другом.

С младшим ребенком – обсудить облака на небе, собачек на улице. Со старшим поговорить на какие-то темы, на которые обычно в быстром ритме повседневной жизни не хватает времени. Понятно, что общественное место – не та обстановка, где следует разбирать какие-то проблемные вопросы или конфликтные ситуации. Но вполголоса обсудить книгу или просмотренное кино – вполне возможно.

Все вышеприведенные ситуации описывают случаи, когда ребенок активно общается со взрослым. Но понятно, что такое не всегда возможно. Родитель может быть занят беседой с другим взрослым, может вести автомобиль, проверять билеты. В общем, мама или папа заняты делом и не могут развлекать малыша. И вот тут, казалось бы, уж точно без гаджета не обойтись, скажут многие.

Но я как раз считаю, что очень полезно ребенку вне зависимости от возраста, иметь в жизни такие моменты, когда он предоставлен сам себе и его не развлекает ни игрушка в телефоне, ни взрослые, ни другие дети. Как раз подобные спокойные ситуации дают возможность понаблюдать за окружающим миром – неважно, будет ли это вид за окном поезда, ворона, пытающаяся расколоть орех или просто ритмично повторяющийся узор на кафельной плитке. Именно в такие моменты у ребенка вырабатываются навыки наблюдать, анализировать увиденное,  размышлять и, конечно же, делать выводы. А еще умение ждать. Согласитесь, все это гораздо более важно, чем умение пройти очередной уровень в электронной игрушке.

Анастасия Алексеенко,

блогер, мама двоих детей