Джин Ван’т Хал, автор книги «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье»,  в своем популярном блоге The Artful Parents делится мыслями относительно того, что делать, если ваш ребенок наотрез отказывается рисовать, не притрагивается к краскам и прочим вещам, которые нам кажутся необходимыми атрибутами детства.

***

Многие люди пишут мне о том, что их детям совершенно не интересно творчество. Совсем недавно одна знакомая рассказала мне о том, как безобидное предложение повырезать снежинки встретило решительный отказ со стороны ребенка. Знаете, что я ей сказала? Я сказала, что это нормально.

Поверьте, нет ничего страшного в том, что ваш ребёнок, например, не любит рисовать. У всех, и взрослых, и у детей, есть свои интересы и предпочтения. Это то, что делает нас людьми. Кроме того, те навыки, которые дают занятия изобразительным искусством, ребенок просто может получить другим способом.

Есть много способов раскрыть творческий потенциал ребенка.

Первое, о чем нужно помнить: всегда нужно делать только то,  к чему лежит душа. Ни в коем случае не нужно заставлять. Кроме того, если ребенок в 7 лет сказал, что ему совершенно не по душе изобразительное искусство, это не значит, что он так же будет считать в 8.

Все многообразие творчества не ограничивается изобразительным искусством. Среди альтернативных вариантов: создание моделей, работа с конструктором, спектакли, научные эксперименты, танцы, балет… Все что угодно.

o-CHILD-DRAWING-facebook

Начтите с того, что выясните, к чему у вашего ребенка есть склонности. Затем подумайте над тем, как тот или иной вид деятельности помогает в раскрытии творческого потенциала. В то же время не переставайте предлагать варианты, только делайте это  ненавязчиво.

Например, многих детей, которые отказываются рисовать, может увлечь керамика. Ещё одно прекрасное направление, которое нужно попробовать, это фотография. И даже такие простые, но радостные вещи, как украшение торта или ёлки тоже могут считаться своеобразным уроком творчества. И, конечно, не забывайте про самые разные сенсорные игры, которые обычно доставляют детям массу удовольствия.

Важный момент, о котором нужно помнить: у ребенка может вызывать отторжение не какой-то конкретный вид творческой деятельности, а поведение взрослого, которое с ним связано.

Вот вопросы, которые помогут вам сориентироваться, правильно ли вы все делаете.

Соответствует ли предложенная вами активность возрасту ребенка?

Для детей младшего возраста это обычно означает,  что речь идет о процессно-ориентированном творчестве, когда упор делается на сам процесс создания, а не результат. Это  позволяет детям исследовать себя, мир, свои навыки и новые материалы без каких-либо ограничений.

Что вы говорите ребенку о его творчестве и художественных решениях?

Да, вы можете давать советы. Но если творчество будет сопряжено с запретами и поучениями, то вряд ли это будет мотивировать и вдохновлять ребенка.

Как вы сами относитесь к творчеству?

В данном случае очень важно не недооценивать себя. Даже если вы не чувствуете внутреннего желания заниматься творчеством и точно понимаете, что художником вам не быть, не стоит это часто повторять перед детьми. Дети очень восприимчивы и во многом копируют поведение родителей.

Поощряете ли вы свободное выражение творчества ребенка?

Вы поощряете ребенка к свободному самовыражению или диктуете ему, какие материалы и техники использовать? Чем больше свободы, чем лучше. Пусть дети исследуют мир, пространство, материалы и разные художественные практики – при этом, конечно, уважая основы принятого в семье порядка и бережно относясь к людям  вещам вокруг них.

kid_wall_drawing

И последний, самый простой, совет. Время от времени находите время, чтобы самим порисовать или сделать какие-то красивые вещи. Дети любят подражать взрослым, вовлекаться в процесс. Возможно, без каких-либо уговоров ребенок сядет рядом с вами, заинтересуется процессом и вместе вы сделаете что-то абсолютно прекрасное.

Источник: The Artful Parent