Чем отличаются севильская и барбизонская школы? Как создавались каноны живописи при дворце китайского императора? Какой художник инсценировал свою смерть, чтобы повысить цены на свои работы? Сколько лет Мунк писал свой «Крик»? Кто из Друзей Борхеса был талантливым художником и пытался создать универсальный язык, который бы объединил живопись, музыку и математику? Рассказываем об этом в нашей новой подборке картин в вопросах и ответах.

Наброски птиц, насекомых и черепах
Хуан Цюань, 10 век

Кто создал эту картину?

Хуан Цюань – китайский художник, который работал при дворе правителя царства Шу. Он прославился как один из основателей и самых заметных мастеров жанра «хуа-няо» — «цветы и птицы». С течением времени работы этого жанра наполнялись различными деталями, появились такие направления как «перья и пух», «птицы и животные», «живопись бамбука» (мо-чжу), «живопись сливы» (мо-мей) и так далее. Кроме того, этого художника называли основателем «красочного стиля» (он одним из первых начал уделять больше внимание не только композиции, но и цветам), а также именно он  стал основателем метода бесконтурной живописи – то есть он в отличие от предшественников не делал монохромного рисунка в начале, а сразу создавал формы с помощью разных красок.

Птицы, изображенные на рисунке, будто бы настоящие

Все верно, художник изображал не каких-то абстрактных птиц, а вполне конкретные виды – чем дальше, тем детальнее. К сожалению, до нашего времени не сохранились многие его работы. Например, по преданию серия картин «Журавли» и «Фазаны» была настолько реалистичной, что соколы принимали изображения за настоящих птиц. А в 944 году Хуан Цюань создал роспись для дворцового зала – он изобразил 6 журавлей («Крик до небес», «Бьющий тревогу», «Клюющий лишай», «Танцующий в вихре», «Чистящий пёрышки», «Смотрящий под ноги»), и они настолько понравились императору, что он попросил художника написать трактат о своей технике – так Хуан Цюань создал традицию живописи, которая ещё долго считалась ориентиром для других художников.

Были ли у этого художника последователи?

Да, во-первых его сын был художником, и он продолжал традицию отца. Более того, жанр «цветы и птицы» получил стилистическое развитие. Так называемая «манера знатности и красоты отца и сына семейства Хуан» практически до конца 11 века считалась эталоном. Затем работы, созданные в этом стиле, стали ещё более яркими и декоративными, и его стали использовать не только придворные художники, но и художники-любители из знати.

Триптих «Благовещение» (Триптих Мероде)
Флемальский мастер (возможно Робер Кампен), 1427

Какой сюжет изображен на картине?

Мы видим три фрагмента истории о том, как ангел принес Марии благую весть о том, что она родит Божьего сына. Это – классический религиозный сюжет, к которому обращались художники в течение многих столетий. Однако этот триптих отличается от многих других. На нем Мария изображена в бытовой обстановке – она непринужденно читает книгу и все указывает на то, что она ещё не заметила ангела в белоснежных одеяниях.

Часто в таких работах художники «зашифровывают» символы. Есть ли они здесь?

Скорее всего, да, и много, но не все они разгаданы. Например, ваза с лилиями – традиционный символ чистоты, она может указывать на целомудрие Марии. Мы видим гаснущую свечу. Есть несколько трактовок этого знака, но вероятнее всего по задумке художника свеча просто затухла от ветра, который сопровождал появление ангела. Ещё один важный момент: на столе книга лежит на манускрипте. Многие исследователи считают, что это символ того, что с появлением Иисуса Христа на смену Ветхого Завета пришел Новый Завет.

Так кто же такой «флемальский мастер»? Кто автор этой работы?

Флемальский мастер —  условное название неизвестного фламандского художника, который создавал работы в 1410-1440 годах. Его имя чаще всего связывают с художником Робером Кампеном – одним из родоначальников нидерландской живописи и одним из первых портретистов в Европе. Что же касается непосредственно триптиха «Благовещение», то сейчас популярна теория о том, что разные его части написаны разными мастерами, но они скорее принадлежали к школе Кампена, а, возможно, он и был одним из авторов.

Святая Касильда
Франсиско де Сурбаран, 1630-1635

Когда и где была создана эта картина?

Она была создана в Испании в 30-е годы 17 века — как на этот период приходится расцвет испанской живописи, в это время активно развивались различные школы, в том числе и Севильская школа живописи, к которой относился автор этой работы – Франсиско де Сурбаран

Кто такая Святая Кастильда?

Святая Кастильда (Сарацинка) – католическая святая. По преданию она была дочерью исламского правителя города Толедо и она была очень добра к пленным-христианам: помогала им, тайком приносила им еду. Существует легенда, по которой отец однажды заподозрил её в симпатии к врагам и приказал солдатам остановить её. Когда солдаты хотели её обыскать, она развернула подол длинного платья, а там оказались розы. Как  раз эту деталь изобразил художник: на портрете Кастильда держит в руках цветы.

В чем особенность живописи Сурбарана?

Он часто изображал религиозные сюжеты, но герои его полотен всегда были похожи скорее на его современников, чем на святых. Он мастерски объединял монументальный сюжет и воссоздание эмоций каждого из персонажей. Например, на этом полотне мы видим одновременно и историю Святой Кастильды, и просто портрет красивой молодой девушки –скорее всего, знатного происхождения. Ещё один интересный момент: художнику удавались очень эмоциональные, «говорящие» лица, при этом жесты героев его полотен всегда очень скупы, но выразительны.

Сборщицы колосьев
Франсуа Милле, 1857

Jean-François_Millet_(II)_002

Что делают люди, изображенные на картине?

Они собирают колосья, оставшиеся после жатвы. Люди, которые работали в поле, собирали урожай не для себя. Но им разрешали приходить на рассвете и подбирать пропущенные во время жатвы колоски. Именно эту сцену и изобразил художник. Картина явно показывает нам, что эти крестьяне бедны, но при этом принимают свою непростую судьбу со смирением.

Понравилась ли картина людям?

Она получилась неоднозначные отзывы. Людям куда больше нравились поэтичные, радостные картины, которые показывали счастливые моменты жизни крестьян.

Почему художник изобразил именно 3 людей?

Он показал три основных действия, которые все время должны быть совершать крестьяне в поле: согнуться до земли, поднять колос, распрямиться… И так без конца.

Был ли сам художник богатым?

Нет, долгое время его работы совершенно не продавались. Тогда он и его друзья решили инсценировать смерть Милле. Он предварительно написал целых ряд картин и набросков, затем они сообщили миру, что художник «после тяжелой и продолжительной болезни умер». Люди поверили, картины Милле существенно поднялись в цене, и уже при жизни он смог выбраться из нищеты. Этот случай описал Марк Твен в книге «Жив он или умер?».

Этот художник часто изображал крестьян?

Да, например, в течение 10 лет он работал над темой сбора колосьев, и именно эта работа стала кульминационной, самой важной для этого периода. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил о себе художник, который всю жизнь изучал и изображал быт крестьян.

В каком стиле работал художник?

Он был основателем барбизонской школы живописи – она объединяла ряд французских художников-пейзажистов, которые опирались на традиции голландских мастеров, также на их стиль влияли такое современники как Делакруа и Курбе. Барбизонцы отличались от других авторов тем, что не хотели создавать  приукрашенные пейзажи, они писали реалистические пейзажи, часто изображая людей, занятых обыденными вещами – в поле или лесу. Они были одними из первых, кто создавал этюды непосредственно на природе, чтобы потом доработать картину в мастерской. Считается, что барбизонская школа создала фундамент для развития импрессионизма.

Миграция сербов
Пая Йованович, 1896

Кто эти люди? Куда они идут?

Это – сербы. Они вынуждены бежать из родных городов из-за завоевания их Османской империей. В 1690 году началась массовая миграция православных сербов, которая получила название – «Великое переселение сербов». В результате около 175 000 перебралось жить в Австрию, а сотни сербских деревень и городов полностью опустели.

Какова история создания этой картины?

Эту картину заказал художнику муниципалитет Вршаца. За 10 000 форинов художник согласился на эту работу. Во время подготовки Йованович много путешествовал по местам миграции сербов, встретился с Патриархом Бранковичем (его церковный совет выступал историческим консультантом картин). Значительную помощь художнику оказал ученый и историк, архимандрит Илларион Руварац, который вместе с ним путешествовал по фрушкогорским монастырям в поисках необходимых исторических свидетельств и документов. Была проделана огромная работа, и результате было создано полотно площадью 22 квадратных метра. Увы, картина не понравилась Патриарху. На картине было изображено бегство сербов (это соответствует исторической правде), но Патриарх хотел, чтобы все выглядело так, будто бы сербы добровольно пришли жить в Австрию по приглашению. В результате художник сделал второй вариант картины, однако первый все равно стал более известным.

Был ли художник знаменит при жизни?

Да, уже при жизни он был самым знаменитым сербским художником. Интересно, что он жил на стыке веков, когда появлялось огромное количество новых течений в живописи – при этом он оставался верен традициям академической живописи, реалистической манеры письма. Художник работал в разных городах Европы, сотрудничал с разными галереями, участвовал в огромном количестве выставок, на которых его полотна получал разные награды.

Крик

Эдвард Мунк, 1893-1910

The_Scream

На эту картинку страшно смотреть

Это действительно очень тяжелая в эмоциональном плане картина. На фоне кроваво-красного неба мы видим кричащую фигуру. Эта картина будто бы открыла дверь в ужасы 20 века – с двумя мировыми войнами, катастрофами, голодом — жестокое время, когда часто человек оставался одиноким,и ему хотелось кричать о отчаяния. Вряд ли Мунк все это предвидел, просто он испытал сам подобные эмоции и мастерски изобразил их.

Существует только одна такая картина?

Нет, их как минимум, 4 – в разных техниках (пастель, масло и так далее). Более того, автор создал целый цикл работ, на которых мы видим одинокие силуэты – «Отчаяние», «Тревога» и так далее.

Почему фигура размыта? Невозможно понять, кто это.

Автор хотел показать, что эмоция – отчаяние –  может быть сильнее и больше человека. На месте этого персонажа мог оказать кто угодно. Это один из приёмов экспрессионизма, а «Крик» Мунка считается визитной карточкой течения.

Какова судьба этой картины?

Сначала она не была понята критиками, но потом она стала едва ли не символом эпохи. Энди Уорхол создал серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах. Этот образ много раз использовался в рекламе, комиксах и и кино. Знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена картиной с тем же названием. И даже облик представителей инопланетной расы Тишина из культового сериала «Доктор Кто» также была навеяна персонажем с картины Мунка.

Как автор придумал её?

Сам Мунк так описывал своё вдохновение: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Эксперты же рассматривают десятки других вариантов, пытаясь понять, что вдохновило Мунка.

Что ещё интересного мы знаем о серии «Крик»?

В частной коллекции находится только 1 вариант работы —  в 2012 году он был продан за рекордные для этого времени 119 миллионов долларов. Остальные варианты находятся в музеях – в ними связан  ряд громких похищений и возвращений.

Сбор яблок

Наталья Гончарова, 1909

4

Чем примечательна эта картина?

Она интересна сама по себе, но кроме того, с ней связан целый ряд рекордов. Например, в 2006 году на аукционе Christie’s  она была продана за 9,7 миллиона долларов и стала самой дорогой из работ, которые когда либо создавали женщины-художники.

В каком стиле написана эта работа?

 

Её автор, Наталья Гончарова, была одной из самых известный авангардисток в Европе. В своём творчестве она прошла путь от импрессионизма до фовизма, кубизма и других направлений. В момент написания этой работы художница очень увлекалась творчеством Поля Гогена, это очень заметно во всем цикле «Сбор плодов». Также Гончарову увлекало фольклорное искусство, в том числе – восточное. Все это отразилось в картине «Сбор яблок».

Чем ещё знаменита Наталья Гончарова?

Она принимала участие практически во всех ключевых выставках в России и Европе, делала декорации и эскизы костюмов для множества важных театральных постановок, иллюстрировала книги известных футуристов – Хлебникова, Кручёных, Большакова.

Тамара де Лемпицка

BeFunky Collage

Все женщины на картинах чем-то похожи

Верно, художница часто обращалась к любимому типажу – изображению сильной, красивой женщины, своеобразного идеала эпохи. Она и сама была такой – красивой, сильной, влиятельной женщиной, которая добилась признания и богатства. Но на самом деле она создала огромную серию портретов, которые изображали совершенно разных по типажу людей.

К какому стилю относятся такие работы?

Некоторые эксперты называют такое направление «мягким кубизмом». Художница действительно увлекалась этим течением. Для её метода характерны также яркие, чистые цвета, которым она всегда отдавала преимущество. А вообще её работы и её саму называют воплощение сложной, но блестящей эпохи ар-деко.

Какой художница была в жизни?

Она всегда хотела быть богатой и успешной, её не прельщала жизнь бедных гениев. И она вполне достигла своей мечты: она была любимой художницей голливудских звезд и аристократов, а светские хроники писали о ней практически ежедневно. И если говорить про «ревущие 20-ые», то Тамара Лемпицка была символом этого времени.

Ксул Солар

BeFunky Collage 1

Эти картины похожи на иллюстрации к сказкам

В какой-то мере это так и есть. На своих полотнах художник создавал удивительные миры, далекие вселенные, парящие в небе города и пирамиды, несуществующие летательные аппараты … Очень часто на его картинах появляются числа и непонятные знаки. Долгое время Ксул Солар пытался найти общий знаменатель между математикой, музыкой и изобразительным искусством – это отразилось на многих его работах. Кроме того, он был близок к аванградному литературному кружку «Флоридская группа», был  другом Хорхе Луиса Борхес. Все это оказало влияние на его достаточно сложное для восприятия творчество.

Был ли он эксцентричным человеком в жизни?

Да, например, он с азартом конструировал разные странные предметы, которые называл «мои игрушки из другой вселенной», среди них — гибрид пианино и гармони с тремя рядами разноцветных клавиш и настольная игра под названием «паншахматы». Он также выступил с инициативой изменить футбольные правила, разрешив использовать на поле пять мячей вместо одного. Ещё он создавал разные языки. Среди них — неокреольский, представляющий собой смесь португальского, испанского и английского. Также  Ксул Солар придумал всемирный язык Pan Lingua, в котором соединялись математика, музыка, астрология и изобразительное искусство.

Был ли Ксул Солар популярным художником?

Нет, он не был популярен, жил за счет переводов, а не продажи картин. Сейчас интерес к его творчеству растет. Например, музей Ксула Солара считается одним из самых популярных туристических мест в Буэнос-Айресе.

Тиберий Сильваши

BeFunky Collage 2

Кто автор этих картин?

Тиберий Сильваши, один из самых известных украинских художников-абстракционистов, иногда его даже называют «патриархом украинского авангардного искусства». Кроме того, он философ и блестящий теоретик искусства.

Что значат эти картины?

Самое главное в них – цвет, «магия цвета», которая привлекает зрителя, вызывает у него различные эмоции и ассоциации. В работах Сильваши ключевое значение имеет различие между разными плоскостями, покрытыми краской – в результате  взаимодействия (соприкосновения, пересечения) они умножают цвет, по словам автора, превращая «цвет»  в «цвето-свет»  или «свето-цвет».

Как называется эта серия картин?

«Работы на бумаге». Историю создания серии художник описывает так: «Мне никак не могли принести  тряпки для вытирания кистей, зато в  мастерской была кипа французских газет, которые я начал использовать с этой целью. И вот, втирая в них краску, я обнаружил, что получается  интересный по своей неожиданности эффект. ричем это был, что называется, « эффект случая», когда ты, не глядя, не задумывая, просто автоматически проделываешь рукой некие жесты и получаешь неожиданный для самого себя результат. Ну, собственно, это было такое, чистое «автоматическое письмо» сюрреалистов. В общем, мне это показалось чрезвычайно интересным. И сама технология, вполне простая, и механизм работы случая.  С тех пор я всегда наряду с холстами готовил себе для работы какое-то количество бумаги или картона, куда в любой момент мог перенести некоторые идеи, над которыми работал».

Мария Банько