Что может быть лучше беседы с красивым и умным человеком?  Мы считаем, что мало вещей в мире приносят такую же радость, поэтому снова и снова встречаемся с людьми, которые нас вдохновляют и удивляют. На этот раз мы были в гостях у Лики Спиваковской  — художницы, галериста, основательницы культурного центра ART:EGO. Говорили о том, каково это – уйти из успешного, состоявшегося бизнеса, чтобы искать свой путь в мире искусства, о том, как творчество открывает новые грани в человека и о том, как совмещать международные арт-проекты и воспитание ребёнка.

У каждой галереи есть своя концепция, своё лицо, настроение, которая она «транслирует». Если говорить о культурном центре ART: EGO,  как вы можете обозначить его основную идею.

—  Вопрос очень своевременный. ART:EGO как раз исполняется год, а, значит, самое время подводить итоги.

В первую очередь, ART: EGO – это самая «звёздная» галерея Киева. Дело в том, что мы занимаемся не только экспозиционированием живописи и поддержкой художников, но и целым рядом социальных проектов, к которым привлекаем известных людей.

В рамках проекта «Красота против рака» многие звёзды впервые написали маслом картины, которые мы затем продавали на благотворительном аукционе в Hilton – тогда нам удалось собрать около 200 000 для помощи онкобольным детям. На площадке культурного центра работает художественная школа, и пользуется значительной популярностью. Кстати, уже совсем скоро, 12 сентября, мы открываем большую выставку работ наших «студийцев».

Ещё один наш достаточно громкий проект – «Театр без актёров».  В нем участвуют известные люди, которые впервые решились выйти на театральную сцену. Например, в нашем спектакле «Мистерия #3», премьера которого состоялась во Дворце «Украина», приняли участие телеведущий Гриша Решетник, ресторатора Саша Прохоренко, танцор Сергей Гуманюк и шоумен Сергей Величанский, продюсер Алексей Гладушевский и прекрасная певица Юлия Кавтарадзе, которая блестяще прочувствовала свою роль. Небольшая женская роль была и у меня. В июле состоялась премьера спектакля «Музыка вечна», а уже 24 сентября мы представим новую работу «Любить или убить (или немножко порно…)»

Как галереи и художники находят друг друга. Как вы отбираете авторов, которые будут у вас выставляться?

— Наша галерея молодая, но достаточно успешная. Многие художники хотят с нами работать, так как у нас есть большая база коллекционеров. К нам обращаются с предложениями, я просматриваю работы, но в основном решение принимает куратор всех наших выставок. Выставки меняются каждые 2-3 недели, и их старт обычно сопровождается громкими, очень красивыми, открытиями.

С какими художниками вы работаете? Можете назвать несколько имён?

— У нас есть два направления в работе: мы выставляем известных, состоявшихся художников с мировым именем, а кроме этого  предоставляем площадку для работ учеников нашей студии, если видим, что в них уже чувствуется навык, техника, собственное «высказывание»… Из известных художников, с которыми мы работали, могу назвать, например, Кирилла Фадеева – нашу галерею он выбрал, чтобы впервые представить свои картины в Украине. Андрей Аксютов – кстати, его работы сейчас стремительно растут в цене… А на открытии у нас была «сборная» выставка, на которой были, например, картины Криволапа и других художников его уровня.

DW3A7226

Расскажите немного о вашем участии в Парижской Биеннале. Как ваша работа была воспринята там и как на неё отреагировали уже в Украине?

— Начиналось все с того, что эту работу я делала для благотворительного аукциона, на котором она и была успешно продана. Но буквально за несколько дней до отъезда в Париж я поняла, что раз у меня есть такой шанс, я могу использовать его, чтобы высказать свою гражданскую позицию, рассказать о том, что происходит в нашей стране. Владельцы согласились вернуть  мне картину.

Я вырезала на картине контуры Крыма  и подожгла работу там, где был изображен восток. Это – легко считываемые, понятные образы, которые должны были обратить на себя внимание. Так все и было, правда, сама реакция была неоднозначной. Первые два дня у меня был шок. Нам по телевизору показывают, что «Европа нас поддерживает», а на самом деле все далеко не так однозначно.

Многие спорили, говорили неприятные вещи не о самой работе, а именно об Украине. Например, один немецкий художник заявил что-то вроде такого: «Была Украина 20 лет в составе России (!), и с чего это вам вздумалось отделиться? Теперь из-за всего этого, этих проблем нам нужно на 20 евро больше за газ платить!». То есть в Европе есть люди с максимально искаженным представлением о том, что происходит.  Я говорила с ними, объясняла ситуацию, но было очень тяжело. Хотя, конечно, были и те, кто поддерживал. После биеннале известный художник Карлос Гарсия Лаос отобрал мою картину для выставки, посвященной событиям в Украине – она проходила в Доме Архитекторов. А уже после этого картина нашла своё место в музее в Сарагосе.

— Как вы считаете, когда такое безумие происходит вокруг, искусство что-то может сделать? Как оно может помочь?

— Может. Оно может задавать правильные вопросы, подталкивать к размышлениям. В этом смысл искусства – менять людей. Мы как раз говорили об этом на выставке в Доме Архитектора.

Представьте себе: 50 художников, каждый их которых пережил и прочувствовал события в Украине, выразил свои эмоции на холсте, максимально откровенно… Только подумайте, какая это энергия, какая мощь. Когда попадаешь в пространство, наполненное такими работами, оно меняет тебя. Как минимум, ты начинаешь размышлять и чувствовать ситуацию острее.

Арт-рынок – это достаточно жёсткий и сложный бизнес. Как вы решились им заняться?

— До этого у меня был собственный рекламный холдинг, который я за 8 лет построила «с нуля». Когда я начинала, не знала ничего о том, как работает рынок, а за годы разобралась со всем настолько, что мне стало не интересно. Хотелось чего-то кардинально нового. И я выбрала арт-рынок, который мне казался «параллельной вселенной», которую мне так захотелось исследовать.

Так началось моё путешествие в мир искусства, художников, коллекционеров… И хотя у нас уже есть достижения, я понимаю, что я – в пути, и мне ещё многое предстоит узнать.

DW3A7179

Для меня очень важно и то, что ART: EGO работает как полноценный культурный центр. Мы можем наблюдать за тем, как меняем жизни людей. Как нас учили? Будь бизнес-леди,  ходи на семинары, лекции, тренинги, читай бизнес литературу, натаскивай свой мозг. Что нам говорят журналы? Следи за своим телом, хоти в тренажёрный зал, посещай салоны красоты, занимайся спортом. Но никто почти не говорит о том, что душу тоже нужно развивать. Без этого за успешной карьерой и  безупречным внешним видом не будет самого главного. К нам в студию приходят женщины, которые никогда не рисовали, и на глазах они полностью преображаются, в их жизни начинают происходить новые открытия. Более того, к нам занятия приходят мужчины. Если раньше они назначали деловые встречи в сигарных клубах, то теперь чаще выбирают ART:EGO, чтобы обсудить дела за процессом рисования.

Как ваша дочь восприняла новое занятие мамы?

— Отлично. Раньше в её представлении мама уходила на какую-то абстрактную работу, а теперь стало понятно, чем она занимается.  Дочь приходит ко мне на работу, я  показываю свои картины – все интересно и просто.

Как вы проводите с ней свободное время?

— Сейчас она пошла в первый класс. Ей – 6 лет, и начался процесс «превращения в принцессу». Сейчас она полностью поглощена им – ей хочется выглядеть красиво, ей интересны всякие такие вещи. А вообщес ней легко и радостно. Она очень компанейский ребёнок, заводит друзей, где бы мы ни были. Недавно, пока мы стояли на заправке, она уже «завела подружку».

Вы рисуете вместе?

— Я никогда не заставляю её.

У детей есть внутренняя тяга к творчеству и столько энергии, что не нужно заставлять что-то делать, только поддерживать.

У неё все стены в комнате разрисованы и расписаны. Каждый день она добавляет что-то новое – от простых рисунков до надписей вроде «жизнь моя прекрасна». За этим интересно наблюдать. Однажды она даже комикс нарисовала.

— Вы читаете ей на ночь?

— Она много читает сама, но иногда просит и меня. У неё очень много книг, и она может минут 20 выбирать, что почитать сегодня. Забавно, что она полюбила книги ещё до того, как научилась читать.  Так что нам никогда не приходилось говорить: «хватит смотреть мультфильмы, иди почитай».

DW3A7215-2

Когда дочь была совсем маленькой, как вы успевали быть с ней и заниматься бизнесом?

— Было сложно, и это одна из причин, по которым я ушла из «бизнеса мужских энергий». Конечно, мне помогали няни, очень повезло с ними. Сейчас они ещё созваниваются с дочкой, будто давние подруги. Но хочется больше времени проводить вместе с ребёнком, и я рада, что сейчас это получается.

Если не секрет, над чем вы сейчас работаете?

— Секрет, конечно. Скажу только, что разрабатываю новую технику, связанную с жидким стеклом. Есть уже 23 работы, но я пока ещё оттачиваю детали. Небольшой предпоказ состоится уже 12 сентября. Приходите в гости.

DW3A7234