Идея поиска точек соприкосновения науки и искусства не нова. Вернее, она стара как мир. А вот объединение их в рамках обычного учебного процесса всё ещё считается инновацией. У нас этот метод чаще всего используют выборочно — в рамках открытых уроков или «нестандартных занятий».

В то же время существуют школы, которые всю учебную программу строят вокруг синтеза науки и искусств. Не так давно Катрина Шварц, журналист из Сан-Франциско, опубликовала статью, посвященную результатам подобного эксперимента. Более 6 лет назад одна из школ Вермонта полностью изменила свою учебную программу, взяв за основу развитие творческих способностей каждого ребенка и интегрировав обучение точных наукам в этот процесс. Решение было принято не просто так: в этой школе училось много детей из неблагополучных семей, многие были беженцами из других стран и плохо говорили на английском. Средний показатель успеваемости был неудовлетворительным, необходимы были решительные меры. До начала эксперимента только 17% учеников могло сдать стандартный тест по математике, после 5 лет новой программы – 66% детей.

Сейчас каждый учитель сам разрабатывает учебную программу для своего класса. Например, ученики средней школы на протяжении нескольких месяцев готовятся к постановке пьесы, посвященной войне за независимость. В ходе этого процесса они изучают историю и географию, сами пишут диалоги – таким образом, развивая связную речь, и даже изучают геометрию — они сами делают декорации, используя для этого знания о расчете площадей и объемов фигур. И это – только один из примеров комплексного подхода к обучению через творчество.

Не знаем, когда подобные эксперименты — масштабные, а не точечные – появятся у нас. Пока предлагаем 5 идей для изучения физики и математики с помощью знакомства с разными произведениями искусства.

Геометрия и «геометризм» в живописи

Классический рисунок сам по себе требует хорошего знания геометрии – необходимо высчитывать перспективу и понимать пропорции предметов. Кроме того, на помощь учителю может прийти целая плеяда художников, которая работала с геометрическими формами. Например, в уже упомянутой нами школе в Вермонте самые маленькие дети знакомились со свойствами геометрических фигур, изучала углы с помощью работ Кандинского. Кроме того, стоит обратить внимание на работы Малевича, Джакомо Балла, Робера и Сони Делоне и так далее.

Ботаника и абстракционизм

Один из самых интересных экспериментов школы в Вермонте. Ученикам третьего класса предложили сравнить листья разных деревьев, назвать, а затем нарисовать их. После этого они нанесли краску на каждый листок и сделали оттиски, затем эти оттиски превратили в похожие геометрические фигуры. Учитель попросил их сравнить два полученных рисунка и объяснил разницу между фигуративным и абстрактным искусством.

Мюнхаузен и прочие выдумки

Мы знаем, как он летал на Луну и вытаскивал себя за волосы из болота. Такие примеры – отличный материал для того чтобы обсудить физические законы и объяснить, почему это не могло быть. Собственно говоря, для этой темы можно подобрать несколько сказочных историй, приключения барона Мюнхаузена – просто один из вариантов.

«Времена года» Вивальди

Можно начать занятие с прослушивания скрипичных концертов, угадывая в них намёки на явления природы, свойственные разным временам годы. На языке музыки автор оставил много считываемых подсказок. Кроме того, для каждого из концертов Вивальди написал по сонету – их изучение также будет интересным. Если подобрать к этому в качестве иллюстрации, например, графическую серию «Времена года» Альфонса Мухи, можно сделать интересное занятие, посвященное музыке, литературе, живописи и изучению явлений природы.

43

Это – лишь несколько вариантов. Надеемся, что этот небольшой материал подтолкнет вас к собственному творчеству. И даже если вы не учитель и перед вами нет класса, которому нужно объяснять сложные формулы, такой подход поможет сделать подготовку «домашнего задания», да и в целом – игры и уроки с ребенком – куда более интересным и продуктивными.